Структура:
-
Инженер как конструктор прикладной научной теории.
-
Н. Бурбаки и аксиоматический метод.
-
О. Веблен и проективная геометрия.
-
Инженер делает первую попытку проектировать.
-
А. Лебег и понятие величины.
-
А Эйнштейн и «вероятностная» модель времени.
-
К теории разработки прикладных теорий проектирования.
1. Инженер как конструктор прикладной научной теории
Творческая деятельность по проектированию любой системы может быть разделена на две, весьма различные области: область разработки рабочих чертежей — собственно область конструирования — и область разработки технологии, превращающей рабочие чертежи в материальную конструкцию.
Завершенная разработка рабочих чертежей некоторой новой конструкции представляет собою бумагу, на которой изображены текстовые описания: чертежи, формулы, модели, алгоритмы. Эта бумага делает возможным изготовление материальной конструкции, обладающей свойством на заданные воздействия отвечать предписанным ей конструктором заданным выходом ? откликом.
Если мы введем символические обозначения:
выход математической конструкции — y(t), входные воздействия на конструкцию — x(t), а самуконструкцию обозначим как ?(t), то поведение системы может быть символически записано в виде:
y(t) = ?(t) • x(t).
Такая запись позволяет в комплекте рабочих чертежей опознать конструкцию научной теории:совокупности логических условий x(t) на входе в теорию ставит совокупность предсказаний y(t) на выходе теории. Нет никакого сомнения, что комплект рабочих чертежей есть обобщенный оператор ?(t) некоторой научной теории. Вопрос в том, как можно анализировать «качество» такой научной теории, когда все бумаги, на которой она изображена, измеряются тоннами? Здесь не действует призыв: «Давайте проектировать хорошо!» — здесь нужен метод разработки теорий. Теперь у нас намечаются некоторые контуры того, в чем нуждается современный инженер-конструктор при проектировании конкретных систем.
Вопрос о разработке такого метода, в несколько иной формулировке, был поставлен в 1966 году В. И. Беляковым-Бодиным.
Конструкцию системы, то есть оператор ?(t) В. И. Беляков-Бодин изобразил в виде области (рис. 1).
Рис.1. Область «теории» будущей конструкции
В. И. Беляков-Бодин |
Внутри этой области был выделен оператор ?(t) как подобласть, которая имеет математическое описание. Относительно этого оператора было ясно, что соответствующий набор конкретных программ может дать предсказания относительно изменения условия на входе в подсистему ?(t). Но нас интересует вся область ?(t).Как отобразить конкретные знания ученых — специалистов в математической теории, которая покрывает всю область ?(t)? Вот как был поставлен вопрос В. И. Беляковым-Бодиным.
Закрепим наши обозначения: выход системы будем обозначать y(t), вход системы — x(t), а саму систему или процесс, т. е. то, в чем протекает рабочий процесс, — через ?(t).
Рассмотрим следующую таблицу как таблицу возможных «задач». Такая таблица позволяет довольно хорошо ориентироваться в разнообразных проблемных ситуациях. В различных работах по компьютерному моделированию часто описываются проблемные ситуации, которые мы обозначим №№ 2—4.
Ситуация № 2 может рассматриваться как типичная задача «предсказания». В решаемой на ЭВМ задаче y(t) обозначает решенную задачу, x(t) — исходные данные, а ?(t) — программу или алгоритм, который и решает задачу.
Ситуация № 3 может рассматриваться как типичная задача «конструирования алгоритма» или компьютерной программы.
В инженерной практике — это задача конструирования «машины», входы и выходы которой точно определены. В конструировании современных вычислительных машин эти задачи рассматриваются как одна и решаются разумным сочетанием «аппаратуры» и «программатуры» (решением в алгоритмах математического обеспечения).
Ситуация № 4 может рассматриваться как типичная задача «распознавания образов».
Развитие теории радиолокации во многом было связано именно с этой задачей. Иногда её называют выделением слабого сигнала из помех.
Перечисленные три проблемные ситуации требуют разработки некоторых теорий, но они исключают из рассмотрения те ситуации, которые мы обозначили №№ 5—8. Именно в этих последних ситуациях, когда инженер обращается за помощью к «среднему математику», он получает ответ: «Не вижу математической постановки задачи!»
Какой же выход? Инженер обязан довести исследование технического задания на проектирование до ситуаций, которые мы обозначили через №№ 2—4. Ситуация № 1 есть ни что иное, как хорошо сделанный комплект рабочих чертежей, описания будущей работающей системы.
Чаще всего, особенно в разработке новых систем, инженеру приходится начинать с ситуации № 8, когда не известно все, т. е. не определены все (а только некоторые) входы, не определены все (а только некоторые) выходы, не определены все (а только некоторые) элементы процесса. Когда разработка будет закончена, то будет определено ВСЁ.
Так мы пришли к выводу о необходимости введения «временных технических условий» на приемку математических теорий, используемых для проектирования разнообразных систем.
Читать весь раздел в формате PDF
[назад]