Научная школа устойчивого развития создана в 2000 году на базе кафедры устойчивого инновационного развития Международного университета природы, общества и человека «Дубна».
Её основателями и руководителями являются:
Кузнецов Олег Леонидович — Президент Российской академии естественных наук, Президент Университета «Дубна», заслуженный деятель науки СССР, лауреат Премии Правительства РФ по науке, доктор технических наук, профессор.
Большаков Борис Евгеньевич — действительный член РАЕН, заведующий кафедрой устойчивого инновационного развития Университета «Дубна», доктор технических наук, профессор.
В мире существует много различных научных школ. Принципиальное отличие нашей Научной школы от других в том, что она рассматривает устойчивое развитие на основе мирового научного наследия, прежде всего — научных открытий выдающихся мыслителей и учёных Русской научной школы, таких как С.А. Подолинский, К.Э. Циолковский, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Э.С. Бауэр, Л.Н. Гумилёв, Р.Л. Бартини, П.Г. Кузнецов, реализованных Научной школой в науке проектирования и управления ноосферным устойчивым развитием в системе «природа — общество — человек».
В 2006—2009 гг. по итогам конкурсов Президента Российской Федерации Научная школа устойчивого развития получила официальный статус ведущей научной школы России.
В 2011 году в знак международного общественного признания за большой вклад в развитие фундаментальной науки устойчивого развития Научной школе устойчивого развития присужден орден «Слава России».
В 2012 году по рекомендации Второй Международной конференции по фундаментальным проблемам устойчивого развития Научная школа получила имя Международной Научной школы устойчивого развития.
В 2014 году решением Международной научной конференции «Проблема устойчивого развития Человечества в системе «природа — общество — человек» Международной Научной школе устойчивого развития присвоено имя П.Г. Кузнецова.
Главной целью Международной Научной школы устойчивого развития является развитие Человека, способного выдвигать и воплощать в жизнь новации (идеи, проекты, технологии), реализация которых даст возможность возродить и сохранить развитие жизнеспособности общества в долгосрочной перспективе.
Для достижения этой цели в условиях глобального кризиса необходимо устранить разрыв между верой, знанием, пониманием и умением делать реально работающие системы. Нужно уметь реализовать на практике проект будущей системы, которой ещё нет, но которую нужно иметь, чтобы выжить и сформировать условия для устойчивого развития.
Поэтому первоочередной задачей является подготовка кадров, обладающих адекватным мировоззрением, теорией и технологией проектирования и управления устойчивым развитием на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Решение этой задачи осуществляется через международную сеть Научной школы устойчивого развития, включая ряд университетов России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и других стран.
Ведётся подготовка бакалавров, магистров и аспирантов по разным направлениям. Базовая кафедра Научной школы готовит магистров и аспирантов: топ-менеджеров по развитию, консультантов и экспертов по управлению развитием, аналитиков по проблемам устойчивого инновационного развития, способных к исследовательской, конструкторской и организаторской работе на любом уровне управления — муниципальном, отраслевом, региональном, международном.