Что такое мировые философско-научные школы и как они видят будущее Человека и Общее Дело Человечества?
В мире существует много различных философских и научных школ.
И все они по-своему отвечают на волнующие человека вопросы. Среди них можно выделить два принципиальных:
1. Как конкретная школа представляет себе будущее Человека и Человечества в целом?
2. Достижение каких целей школа предлагает в качестве Общего Дела Человечества?
Ответы на эти вопросы служат одним из оснований для выделения мировых школ. Среди них, прежде всего, три:
- Западная научная школа (Европа, США, Канада и др.);
- Восточная философская школа (Египет, Индия, Китай и др.);
- Русская философско-научная школа (Русский Космизм).
Рассмотрим, как каждая из них отвечает на фундаментальные вопросы.
Западная научная школа дает свой ответ, опираясь на открытые физикой за последние 300 лет законы сохранения (массы, силы, энергии и др.), справедливые для замкнутых (по потокам энергии) систем1, к которым, как известно, живые системы (в том числе Человек и Человечество) не относятся. Опираясь на эти законы, Западная научная школа рассматривает глобальную систему как замкнутую, ресурсы которой по мере роста численности населения истощаются и достигают предела, и поэтому видит будущее Человечества в ограничении пределов роста народонаселения. В качестве Общего Дела Человечества предлагается – контроль динамики роста народонаселения в целях защиты окружающей среды от чрезмерной антропогенной нагрузки. Этот глобальный контроль реализуется стратегией «нулевого» роста, иначе называемой стратегией «золотого» миллиарда или, как теперь стали говорить, – стратегией «600 000», порождающий, на наш взгляд, глобальный пространственно-временной разрыв между «элементами» мировой системы, а значит и глобальный кризис [12, 14].
Восточная философская школа2 не накладывает ограничений на пределы роста. Она основана на вере – уверенности в том, что будущее в Вечной Жизни на Земле и в Космосе. При этом в качестве Общего Дела видит всеобщее соблюдение догматов и конкретных «практик», способствующих, по их мнению, Вечной жизни на Земле и Космосе [1].
Русская философско-научная школа (иначе называемая Русским Космизмом) соединяет в себе лучшие черты Западной и Восточной мировых школ. Она дает свой ответ, соединяя Веру, Знание, Понимание и Умение делать, опираясь на общие законы открытых систем, выделяя среди них законы сохранения развития Жизни как космопланетарного явления. Жизнь – это такая форма организованности, смысл которой в борьбе с возрастанием энтропии (хаоса) [3, 4 – 8, 10, 13, 15, 18 – 22].
Русская научная школа видит будущее человека и Человечества в разрешении фундаментальных противоречий в пользу Развития Жизни, а Общее Дело Человечества – в борьбе со всеми формами возрастания энтропии посредством формирования Человека, способного и реализующего свою способность к творчеству во имя Развития Жизни во всех формах ее проявления.
Концепция устойчивого развития, остающаяся общепринятой после ее одобрения ООН в 1987 году, является скорее политической, чем научной и создана исключительно на основе представлений Западной научной школы, без учета ключевых идей и результатов других мировых школ, без учета беспрецедентного мирового кризиса, его космопланетарного масштаба, необходимости выработки стратегии преодоления Великого Перелома мысли Человечества, о котором говорили Русские Космисты, с целью перехода Человечества в новое качество – ноосферную цивилизацию устойчивого развития.
Без учета фундаментальных результатов Русской научной школы понятие «устойчивое развитие» превращается в вопрос: это миф или реальность3?
В чем смысл этих результатов?
Возникновение школы Русского Космизма было своеобразным ответом русской научной мысли на вызов «о неизбежности тепловой смерти (конце) Вселенной», который был брошен мировому сообществу после рассмотрения Клаузиусом принципов сохранения энергии и роста энтропии [8, 10, 18, 19]. По существу, в поиске ответа на этот глобальный вызов и лежат работы Русского Космизма [3 – 6, 8, 15, 18 – 20].
Первой из них была работа выдающегося мыслителя и философа Н.Федорова «Философия Общего Дела» (1875 г.), в которой утверждалось: «Человек только тогда станет Человеком, когда победит Смерть» [18].
По существу, эта работа дала толчок поиску новых, альтернативных идей Развития Жизни как космического явления. В 1880 году выходит знаменитая работа С.А.Подолинского «Труд человека и его отношение к распределению энергии на нашей планете» [15], где С.А.Подолинский показал, что «Человек является единственной известной в науке силой природы, которая определенными волевыми актами, называемыми трудом, способна увеличивать долю энергии Солнца, аккумулируемой на Земле. Умственный труд по природе своей космичен и представляет единственный путь, который с помощью более совершенных машин и технологий делает физический труд более производительным, увеличивает энергетический бюджет Человечества, уменьшает возрастание энтропии и устраняет угрозу конца Вселенной».
Работа С.А.Подолинского привлекла внимание К.Маркса и он попросил Ф.Энгельса подготовить отклик [5]. К сожалению, Ф.Энгельс не имел возможности прочитать полный текст работы (более 100 стр.) и поэтому дал ответ на ее краткое изложение в Итальянской газете La Plebe4 (3 стр.). Ф.Энгельс отметил, «что Подолинскому действительно принадлежит крупное открытие, заключающееся в том, что Человек подобно растениям накапливает энергию, а подобно животному – рассеивает». Однако, по словам Ф.Энгельса, «С.А.Подолинский спутал физическое с экономическим». Правда, в работе «Диалектика Природы» Ф.Энгельс пишет о том, что «нужно эту оценку пересмотреть». Мы тщательно проанализировали аргументы Ф.Энгельса и пришли к выводу: С.А.Подолинский был глубоко прав – мерой труда является физическая величина с размерностью энергия [L5T-4], а мерой производительности труда – мощность [L5T-5] [5, 10].
Во времена К.Маркса и Ф.Энгельса эти понятия были недостаточно развиты. Мы не стали бы на этом останавливаться, если бы мнение Ф.Энгельса не затормозило разработку фундаментальной экономической категории «труд» – субстанции стоимости в терминах универсальных величин. До сих пор некоторые известные экономисты, ссылаясь на Ф.Энгельса, считают, что труд нельзя измерять в единицах энергии. И это несмотря на то, что В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, П.Г.Кузнецов восхищались работой С.А.Подолинского [6, 7, 8, 20].
Генеральный секретарь ООН еще в 1986 году связал определение «устойчивое развитие» с ростом свободной энергии на планете и, тем самым, фактически поддержал открытие С.А.Подолинского, сделанное за 100 лет до принятия в ООН концепции устойчивого развития. По существу, открытие С.А.Подолинского является фундаментальной основой устойчивого инновационного развития. Не принятие этой основы делает проблему устойчивого развития лишенной законных естественнонаучных оснований [10].
Одним из следствий закона роста энтропии является излучение планет. Естественно поставить вопрос: куда «исчезает» энергия, излучаемая планетами? Как она вновь начинает функционировать?
Без ответа на этот вопрос «не получается кругооборота». Это означает конечность движения, что противоречит постулату о неуничтожимости движения. Выход предложил выдающийся русский физик Н.А.Умов посредством введения в науку третьего закона термодинамики, показавшего существование в Природе процессов, направленных против роста энтропии [10, 19]. К сожалению, этот закон не был принят западными физиками5.
Развитие идей вечности движения в Космосе содержатся в философских и научных работах гениального мыслителя К.Э.Циолковского, который, рассматривая взаимодействие диссипативных и антидиссипативных процессов во Вселенной, приходит к выводу об их обратимости и, как следствие, – вечной юности Вселенной в бесконечном Времени – Пространстве [20]. Человечество еще не осознало этой гениальной догадки основателя мировой космонавтики, но каждый раз, сталкиваясь с очередным предсказанием «конца света», весьма полезно еще раз обратиться к наследию Великого ученого. Мы так и поступили, отмечая в 2012 году 155-летие со дня рождения К.Э.Циолковского на круглом столе Второй Международной конференции по фундаментальным проблемам устойчивого развития6. Приведем две поучительные цитаты из работ К.Э.Циолковского:
- «Первое, что мы можем сказать о Причине это то, что она не только нечто высшее во Вселенной, но и то, что она не имеет ничего общего с веществом» [20].
- «Страшная ошибка Человечества – не отдавать половину или треть своих богатств на поддержку изобретателей, мыслителей и науку» [20].
Открытие Великим Д.И.Менделеевым периодической системы химических элементов, по существу, показало, что сосуществует два взаимосвязанных движения – процесс диссипации (распада) и процесс антидиссипации (синтеза) химических элементов, образуя спиральное движение Вечной Жизни вещества во Времени и Пространстве, когда процесс распада сменяется процессом синтеза, образуя химическую основу циклического развития Вечной Жизни вещества во Вселенной [6, 20].
К сожалению, по непонятным нам причинам в последние годы в западной научной литературе перестали упоминать имя Д.И.Менделеева в качестве автора периодической системы химических элементов [10, 11].
В тоже время без периодического закона Вещества, открытого Д.И.Менделеевым, очень сложно дать обоснование закона циклического развития Живого Вещества на нашей планете и в Космосе.
По существу, описанию, анализу и синтезу эмпирических обобщений, лежащих в основе закона циклического развития Жизни Вещества, посвящены практически все работы выдающегося ученого, философа и мыслителя В.И.Вернадского, 150-летие которого будет отмечено в 2013 году мировым научным сообществом. Анализируя и синтезируя биогеофизикохимический материал о явлениях космопланетарной жизни на протяжении всего времени ее существования, В.И.Вернадский делает эмпирические обобщения. Среди них:
- Живое вещество – это открытая космопланетарная система. Она представляет собой «трансформатор и накопитель» космической (прежде всего солнечной) энергии [6, 7].
- Живое вещество – геологически вечный процесс, протекающий на Земле около 4 миллиардов лет. Науке неизвестны в геологической истории Земли факты абиогенеза, несмотря на множество катастроф различного масштаба [6, 7, 20, 22]. Все живое происходит от живого (принцип Рэди).
- Основное различие Живого и Косного вещества заключается в противоположном направлении их эволюции: «Живое вещество увеличивает свободную энергию биосферы (первый биогеохимический принцип). Все природные процессы в области естественных косных тел – за исключением радиоактивности – уменьшают свободную энергию среды (биосферы)» [6].
- Взаимодействие Живого и Косного вещества под действием потока лучистой энергии обеспечивает космопланетарный цикл – кругооборот энергетических потоков (мощности), его геологическую вечность [5, 10].
- Живое вещество В.И.Вернадского объединяет все многообразие организмов и явлений космопланетарной Жизни, все ее формы на протяжении всей геологической истории нашей Планеты в Космосе. Живое вещество и Жизнь – понятия однопорядковые [6, 7, 8].
- Трудность познания органической Жизни заключается в том, что Живое Вещество – это не столько тело, сколько процесс, космогеологический антидиссипативный волновой процесс перехода биосферы в ноосферу [5, 6, 7, 8, 10].
В этой связи В.И.Вернадский писал: «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния цивилизационного Человечества на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера постепенно переходит в новое состояние – ноосферу. Это природный процесс, проявляющий себя как Закон Природы» [6, 7].
Существует ли физический принцип, который управляет этим процессом? Возможно ли найти такой закон движения живой системы, который действителен во всех формах ее проявления, как бы многообразны не были эти формы?
Ответ на эти вопросы дал выдающийся ученый Эрвин Бауэр (1890 – 1937 гг.). Он обосновал и предложил принцип существования живых систем, который он определяет как принцип устойчивой неравновесности [4, 5, 10].
Этот принцип гласит: «Все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счет своей свободной энергии постоянную работу против равновесия». В качестве следствий из этого принципа «выводит» основные явления Жизни – обмен веществ, рост, размножение и другие [4].
Э.Бауэр, как В.И.Вернадский, не стал прибегать к величине энтропии, а выбрал новую существенную переменную, которую назвал «внешней работой» [5, 10].
Принцип устойчивого неравновесия является своеобразным антиэнтропийным постулатом. Живая система должна постоянно усложнять структуру, организованность, определяемую изменением расстояния удаленности от равновесия [4, 10].
Согласно Э.Бауэра: «Мы имеем дело не с противоречием законам термодинамики, а с другими законами, состоящими в том, что разрешаемое термодинамикой закономерно не наступает «в течение 4-х миллиардов лет» [4, 5, 10].
Естественно задаться вопросом: «Существует ли закон, из которого следуют (как проекции в частные системы координат) два разнонаправленных процесса: рост энтропии Клаузиуса и рост свободной энергии Э.Бауэра, В.И.Вернадского.
Такой закон существует. Его автором является также выдающийся представитель Русского Космизма П.Г.Кузнецов [3, 5, 10, 11].
В процессе исследований П.Г.Кузнецову удалось установить «пространственно-временной мостик» от И.Канта, Г.Лагранжа, Дж.Максвелла до С.А.Подолинского, В.И.Вернадского, Э.Бауэра и показать, что в непрерывно изменяющемся мире неизменным остается качество с размерностью мощности (потока энергии). П.Г.Кузнецов впервые представил закон сохранения мощности как Общий закон Природы, выраженный на пространственно-временном языке, который соединяет природные, общественные и духовные процессы в единую глобальную систему «природа – общество – человек». Этот закон лежит в основе как процессов роста энтропии Клаузиуса, так и роста свободной энергии Э.Бауэра, В.И.Вернадского, в основе законов изменения неживой и живой природы, включая все ее формы, в том числе и Человечество. П.Г.Кузнецову впервые удалось показать, что в основе законов развития Человечества лежит Общий закон Природы – закон сохранения качества с размерностью мощности. Он впервые показал, что принцип «сохранение развития» В.И.Вернадского, Э.Бауэра является проекцией закона сохранения мощности в частную систему координат «Жизнь как космопланетарное явление» и обеспечивается неубывающим темпом роста полезной мощности общества во взаимодействии с окружающей его средой. Он показал, что это справедливо для любого общественного строя и форм собственности. Ему впервые удалось довести идеи своих Великих предшественников, идеи Русского Космизма до максимальной конструктивности и рассматривать их в терминах целей, достижением которых можно управлять [8, 9, 10, 11].
Совместно с П.Г.Кузнецовым7 нами разработаны мировоззренческие, теоретические, методологические и технологические основы проектирования устойчивого развития в системе «природа – общество – человек», где мы, кроме названных имен, рассматриваем и многие другие не названные здесь имена выдающихся ученых и известных в мире исследователей, включая: М.В.Ломоносов, Н.И.Лобачевский, К.А.Тимирязев, Н.К.Рерих, С.В.Ковалевская, А.С.Хомяков, В.В.Докучаев, В.М.Бехтерев, И.И.Мечников, А.А.Богданов, А.Е.Ферсман, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский, П.А.Сорокин, Л.Н.Гумилев, В.В.Розанов, Н.Д.Кондратьев, А.Д.Нечволодов, Р.О.Бартини, А.Ф.Лосев, Н.И.Вавилов, И.Р.Пригожин, И.М.Забелин, И.И.Гвай, А.И.Опарин, А.Л.Яншин, Л.Ларуш, Н.Н.Моисеев, В.П.Казначеев, И.П.Копылов, Н.П.Бехтерева, Ф.А.Гареев, А.А.Акаев, А.Е.Арменский, Б.А.Астафьев, М.И.Беляев, С.Ю.Глазьев, А.А.Кудряшева, В.И.Говоров, Н.В.Маслова, А.Н.Никитин, А.Е.Петров, А.И.Субетто, В.С.Чесноков, Е.Б.Чижов, В.А.Шемшук, Ю.В.Яковец и многие другие.
Конечно, при разработке научных основ проектирования и управления устойчивым развитием [10] использовано наследие и Западной научной школы, включая выдающихся мыслителей и ученых, таких как: Н.Кузанский, Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилей, Г.Лейбниц, И.Ньютон, И.Кант, Г.Гегель, Г.Лагранж, Р.Майер, Р.Клаузиус, Дж.Максвелл, Ч.Дарвин, К.Маркс, Ф.Энгельс, А.Пуанкаре, А.Эйнштейн, М.Планк, Э.Шредингер, Г.Крон, С.Хокинг, Р.Пенроуз и многих других.
Каждый из них внес неоценимый вклад в развитие мировой научной мысли, вклад, который стал достоянием всего Человечества, его научным наследием. Использовать его в решении фундаментальных проблем устойчивого развития крайне необходимо, но недостаточно.
Без учета мирового философско-научного наследия Русской научной школы разрешить фундаментальные противоречия, стоящие перед Человечеством, выйти из мирового кризиса и обеспечить переход к Глобальному устойчивому развитию практически невозможно.
Требуется синтез научных знаний о законах системы «природа – общество – человек» [5, 7, 9, 10, 14].
«Проблема заключается в том, что теперь 25 лет спустя устойчивое развитие по-прежнему является общепринятой концепцией, но не общеобязательной для повседневной реализации в практической жизни». Так считает Группа Верхнего уровня при Генеральном секретаре ООН (руководитель группы – Президент Финляндии Т.Халонен)8.
Почему концепция устойчивого развития не становится общеобязательной, несмотря на то, что она общепринята?
Общеобязательно — это то, что основано на Законе. Существует два типа законов:
- Законы Права — это писаные законы, которые можно отменить при определенных обстоятельствах.
- Законы Природы — это открываемые наукой законы, которые нельзя отменить ни при каких обстоятельствах.
Если нарушается закон Права, то страдает Человек. Если нарушается закон Природы, – страдает Человечество.
Для локализации этих страданий нужно установить связь между законами, выразить их на едином языке и научиться правильно применять[10].
1 Понятие «замкнутая система» и его соотношение с понятием «открытая система» рассмотрено в работе: Большаков Б.Е. Наука устойчивого развития. Книга I. – М.: РАЕН, 2011.
2 Здесь имеется в виду, прежде всего, учения: зороастризм, буддизм, Махавира, Аль-Фараби, Конфуций, Лао-Цзы, Дэн Сяо-Пин, Дж.Неру, И.Ганди, Даши-Доржо Итигэлов и др.
3 Кузнецов О.Л. Система природа – общество – человек: миф или реальность (доклад на Второй Международной конференции по фундаментальным проблемам устойчивого развития в системе «природа – общество – человек»)//Электронный журнал «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление»: том 8 вып. №3 [Электронный ресурс], режим доступа: www.rypravlenie.ru, свободный.
4 Подробнее анализ критики Ф.Энгельсом взглядов С.А.Подолинского можно прочитать в работе: Большаков Б.Е. Проблема измерения труда: анализ критики Ф.Энгельсом взглядов С.А.Подолинского//Вестник РАЕН: том 10 №2. – М.: РАЕН, 2010.
5 Для справки: не следует путать теорему Нернста, развитую Планком, с законом Н.А.Умова [19]. Теорема Нернста никакого отношения к закону Н.А.Умова не имеет.
6 Подробнее можно прочитать в электронном журнале «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление» (выпуск №3 (2012), статьи О.Л.Кузнецова, А.Ф.Брагинского, Б.Е.Большакова).
7 Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа-общество-человек: устойчивое развитие. – М.: Ноосфера, 2000.
8 Большаков Б.Е. Доклад на Второй Международной конференции по фундаментальным проблемам устойчивого развития//Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление (вып. №3 (2012)).
[назад]