В заключение
Мы рассмотрели ситуацию, сложившуюся в мире так, как это было зафиксировано международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию ещё в 1987 г. Выводы комиссии были поддержаны руководителями большинства стран. Мировое сообщество согласилось с необходимостью перехода к устойчивому развитию и в 1992 г. в Рио-де-Жанейро был одобрен принцип устойчивого развития. Международными организациями ООН были предприняты огромные усилия и, тем не менее, мир находится в глобальном системном кризисе.
Мы показали, что суть ситуации можно охарактеризовать как выбор:
- Либо экономический рост, не согласованный с законами природы и основанный на увеличении потребления природных ресурсов, а, следовательно, увеличении потерь, что, в конечном счете, приводит к исчерпанию ресурсной базы и разрушению природной среды;
- Либо развитие, согласованное с законами природы, основанное на повышение эффективности использования природных ресурсов, т. е. за счет уменьшения потерь.
Мы внимательно рассмотрели факторы, которые препятствуют и способствуют устойчивому развитию и сформулировали восемь ключевых соображений, помогающих яснее представить СЛОЖНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Было рассмотрено определение предмета и метода проектирования устойчивого развития в системе «природа—общество—человек». Показано, что предметом проектирования является творческий процесс создания систем, обладающих определенными свойствами. Сам процесс проектирования рассматривается как синтез двух сопряженных процессов: логики исследования и логики конструирования.
Цель проектирования — внести определенные изменения в окружающий мир так, чтобы сохранялось ЕГО РАЗВИТИЕ. Источником этого процесса являются идеи, а целью — воплощение идеи в работающие конструкции, обеспечивающие рост новых возможностей удовлетворять потребности.
Мы показали, что для проектирования устойчивого развития необходимо решения в различных предметных областях согласовывать с динамикой и естественными законами природы. Для этого нужен «инструмент». Мы показали, что основной замысел состоит в том, чтобы показать комплекс научных идей, дающих возможность исследовать, конструировать и организовать работу по созданию такого научного «инструмента». Разработка такого комплекса идей возможна только на основе СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, охватывающих мировоззрение, теорию и метод как целостную систему.
Мы рассмотрели список авторов, работы которых посвящены данной проблематике и особенно выделили работы, которые составляют теоретический и методологический фундамент проектирования.
Рассмотрены принципиальные особенности метода.
Показано, что все принципиальные особенности нашей методологии ориентированы на сохранение развития в системе «природа—общество—человек». В основе лежит принцип наблюдаемости—измеримости, основанный на системе пространственно-временных величин. Использована методология тензорного анализа Г. Крона.
Выводы
- Развитие общества рассматривается как творческий процесс, направленный на изменение направления и скорости движения потоков свободной энергии (полезной мощности) в Пространстве и Времени. Это изменение достигается за счет реализации идей, возникающих в головах людей.
- Проектирование — это процесс преобразования системы из ее исходного положения в требуемое устойчивым развитием.
- Логика проектирования — это синтез двух логик: логики исследования и логики конструирования систем, обеспечивающих сохранение развития.
- Источником логики проектирования является целостная система научных знаний о системе «природа—общество—человек», охватывающая все уровни: мировоззрение, теории, метод.